Полтавская губерния

Пирятинский уезд

Деревня Семеновка и помещики Томары

Троицкая церковь села Бырловка

Хутор Полуботовка и Покровская церковь

Хронология











 

Троицкая церковь села Бырловка

 

Сведения о Троицкой церкви удалось узнать из клировых книг Полтавской епархии, хранящихся в настоящее время в Государственном архиве Полтавской области. Церковь была построена в восточной части села Бырловка в 1790 году «тщанием благочестивых ея прихожан» [2.24]. В клировой ведомости Троицкой церкви за 1826 год записано, что «церковь двуприходная, деревянная, прочная во всем и к служению способная» [2.23].
 
К приходу Троицкой церкви кроме самого села Бырловка относились Бырлова Слобода и владельческая деревня Семеновка, расположенная «в 2-х верстах, препятствий в сообщении нет» [2.26]. В 1859 году прихожанами Троицкой церкви были 2 292 чел. (1 092 мужчин и 1 200 женщин), в том числе 1 410 жителей Бырловой Слободы, 549 жителей села Бырловка и 333 жителя деревни Семеновка [5.15].
 
В XVIII - XIX веках владельцами села Бырловка были помещики Горленко, о чем свидетельствуют многочисленные записи в церковных книгах Троицкой церкви. Так в исповедных ведомостях этой церкви за 1825-1830 гг. село Бырловка упоминается как владение «майора Давида Горленка» [2.16-2.19], за 1839 и 1843 гг. – «майора и кавалера Давида Семеновича Горленка» [2.21, 2.22].
 
Род Горленко – нетитулованный дворянский род, внесенный в VI часть родословной книги Черниговской губерний, отдельные ветви этого рода были внесены во II, III и VI части родословных книг Курской, Полтавской и Черниговской губерний соответственно. Герб рода Горленков (Горленок, Горленки) был включен в V часть Общего гербовика дворянских родов Всероссийской империи за номером 107 [5.10].
 
Истории известно множество представителей этого старинного рода. Остановимся на некоторых из них, оставивших заметный след в истории и имеющих непосредственное отношение к землям, на которых жили наши предки.
 
Итак, родоначальником рода Горленко считается реестровый казак, в последствие прилуцкий полковник Лазарь Федорович Горленко (ум.1687). В 1665 году за верную службу царь Алексей Михайлович Романов (19.03.1629-29.01.1676) пожаловал прилуцкому полковнику Лазарю Горленко село Ольшаны «с 50 дворами крестьян и 2 мельницами». В 1687 году, во время Крымского похода во вверенном ему Прилуцком полку произошел бунт казаков против притеснений старшин, в результате которого полковник Лазарь Горленко был заживо сожжен его казаками в печи. Известно о трех сыновьях Лазаря Горленко: Иване, Степане и Дмитрие.
 
Иван Лазаревич был женат на Анне Петровне Кудар, дочери казака Прилуцкой сотни Прилуцкого полка. Из детей Ивана Горленка наиболее известен сын Аким (ок.1686-до 1758), ставший в последствие Генеральным судьей Малороссии. В 1745 году императрица Елизавета Петровна (18.12.1709-25.12.1761) грамотой от 17.11.1745 г. за номером 12 пожаловала Акиму Горленко земли в Малороссии. Грамота была написана на 4-х листах пергамента и скреплена подписями – автографами высших российских сановников того времени: «Фелт Маршал Князь Долгорук, Генерал фелт Маршал Сенатор и Кавалер Князь Трубецкой, Обер Шталмейстер Сенатор и Кавалер Князь А. Урусов, Генерал Лейтенант и Кавалер Граф Драматц, Действительный Тайный Советник Кавалер и Сенатор Александр Нарышкин, Генерал Сенатор и Кавалер Бутурлин, Генерал Лейтенант Сенатор и Кавалер Иван Бахметьев, Генерал Лейтенант Сенатор Действительный Камергер и Кавалер Петр Шувалов, Тайный Советник Сенатор и Кавалер Алексей Голицын, Обер Секретарь Павел Северин и Секретарь Михайло Новотворцов». В последствие старшая ветвь рода Горленко угасла, и фамилия Горленко в 1876 году была передана потомкам князю Абашидзе, умершего без потомства мужского пола.
 
О Степане Лазаревиче известно, что он в 1690 году после смерти матери Ефросиньи унаследовал село Ольшаны. Дмитрий Лазаревич (ум.ок.1731), женатый на Марие Захаровне Голуб (племяннице гетмана Ивана Самойловича), пошел по стопам отца и с 1693 по 1708 год возглавлял Прилуцкий полк. В 1705 году его назначили наказным гетманом. Накануне Полтавского сражения Дмитрий Горленко вместе со свояком Иваном Мазепой (20.03.1639-22.09.1709) перешел на сторону шведского короля Карла XII. Позднее, одумавшись, вместе с гетманом Даниилом Апостолом явился к императору Петру I с изъявлением покорности, но уже в 1711 году вновь состоял в числе приверженцев генерального писаря Мазепы - Филиппа Орлика (11.10.1672-24.05.1742), стремившегося уничтожить прусский договор. Бежал в Бендеры и затем в Константинополь, вернулся на Украину только в 1714 году, был отвезен в Москву, где проживал «на свободе».
 
Внук Дмитрия – Иоаким Андреевич Горленко (08.09.1705-10.12.1754) более известен в истории под именем Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни и в 1725 году втайне от родителей принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год, в 1728 году инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.
 
В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киевско-Софийский архиерейский дом, одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мганского монастыря с возведением в сан игумена. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2 июня 1748 года «благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение было совершено в Санкт-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии».
 
Примечательны обстоятельства кончины Святителя Иоасафа. В 1754 году он отправился в родной город Прилуки для свидания с родителями (отец – Андрей Дмитриевич, полковник Прилуцкого полка, заведовал бунчуком – войсковым знаменем; мать – Мария Даниловна Апостол, дочь гетмана Д.П. Апостола). На обратном пути в Белгород Иоасаф в середине сентября 1754 года, остановившись в селе Грайворон, где было архиерейская вотчина, он тяжело заболел и, «проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 года в 5-ом часу пополудни представился, прожив 49 лет».
 
Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа «честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида». Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года ввиду того, что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович не мог добраться из-за разлива рек. Лишь 28.02.1755 г. «в сослужении многочисленного сонма пастырей» гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (юго-западная часть Белгородского Свято-Троицкого Собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.
 
Спустя два года после погребения св. Иоасафа «некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления». Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года (дни памяти – 4 сентября и 10 декабря).
 
К этой же ветви рода (от Дмитрия Горленко) относится и майор Давид Семенович Горленко (1788-1848), владевший селом Бырловка. С 1829 по 1944 год он был предводителем дворянства в Прилуках. В Черниговском художественном музее есть портрет Давида Горленко работы художника К.П. Павлова (1835). После смерти Давида Семеновича имение в Бырловке по наследству перешло к его сыну Семену.
 
В 1912 году прихожанами Троицкой церкви было уже более 4 тыс. чел. (1 968 мужчин и 2 036 женщин), в том числе 2 370 жителей Бырловой Слободы, 1 058 жителей села Бырловка и 636 жителей деревни Семеновка [5.14].
 
По воспоминаниям старожил в советское время церковь была закрыта и служила колхозным зернохранилищем. Такая судьба характерна для большинства православных храмов того периода истории. В 1983 году Троицкая церковь окончательно перестала существовать. В связи со строительством по соседству образцового животноводческого комплекса (от которого сейчас остались одни руины) участники партийно-комсомольского актива Черкасской области разобрали остатки Троицкой церкви, местные жители отказались принимать в этом участие.
 
Представление о том, как выглядела Троицкая церковь можно составить, посетив Бырловскую среднюю школу, на первом этаже которой висит большая картина. У автора сайта есть акварель с изображением Троицкой церкви, написанная местным художником и любезно подаренная директором Бырловской школы Харабориным Михаилом Григорьевичем.

 

В память о Троицкой церкви на том месте, где на протяжении двух веков она стояла, стараниями жителей села Бырловка был установлен православный крест. Подходя к нему, отдайте дань памяти храму и предкам, жившим в этих местах.